Получение высшего образования по той или иной специальности на сегодняшний день можно реализовать с помощью дистанционного обучения. Несмотря на тот факт, что форма удаленной теоретической и дисциплинированной практики считается новой на территории Российской Федерации, в Европе многие выпускники и взрослые квалифицированные специалисты пользуются данной удобной тенденцией.
Таким образом, они не только получают дипломы о первом законченном высшем образовании, но и расширяют границы, изучая дополнительные специальности или совершенствуя уже приобретенные теоретические и практические навыки, не выходя из дома.
Дистанционное обучение в России
На территории Российской Федерации впервые о дистанционной форме обучения узнали в конце XX века, в 1997 году. Неудивительно, но с первых недель экспериментальных планирований и нововведений оно приобрело широкую популярность среди молодежи за счет решения огромного спектра проблем, которые в рассматриваемый период имелись в образовательной системе страны.
Проблема территориального спектра
Так, например, был решен вопрос с крупными отдаленными территориями Российской Федерации, которые не имели доступа к благам центральных городов. Горожане, проживающие в регионах, расположенных на западных и восточных частях страны, испытывали трудности в обучении, сдаче сессионных экзаменов и простых поездках ради развлечений или отдыха с родственниками. Зачастую эти проблемы относились не только к финансовой стороне вопроса, но и временной.
Однако, как говорится, без значимого «высшего образования по выбранному направлению» и регулярного квалификационного самосовершенствования в современном мире большая часть социальных, экономических и финансовых дорог будет закрыта. Рынок труда не стоит на месте, как и техническое разнообразие и развитие многих структур, оттого ранее упомянутые факторы крайне важны в реалиях собственной реализации и стабильного ежемесячного или ежегодного дохода.
Проблема финансового спектра
Несомненно, высшее образование — крайне дорогое удовольствие. Особенно, если бюджетные места на желаемую специальность отсутствуют или заняты другими людьми (так называемыми «высокобалльниками»), а платное обучение — непосильная роскошь за счет огромных сумм и требуемых физических и духовных затрат.
Однако проблемы территориального и финансового спектров меркнут на фоне дистанционного обучения, которое можно считать доступным, бюджетным и удобным вариантов, способным помочь реализовать собственные навыки и умения любому желающему.
Дистанционное обучение: виды интерактивного обучения
Итак, мы разобрались в том, что под дистанционным образованием подразумевается форма удаленного обучения, которая не предусматривает «физическое» присутствие студента или преподавателя во время лекции.
Теоретический и практический процесс обучения осуществляется посредством современных технологий — Интернета. На сегодняшний день можно выделить 6 наиболее распространенных видов интерактивного обучения преподавателя со студентом:
- Видеоконференция
— стандартный способ прямого обучения в режиме реального времени (это могут быть сессии формата «тет-а-тет» или совместное обучение студентов с преподавателем).
- Синхронное обучение
— форма дистанционного обучения, в процессе которой студенты учатся вместе (зачастую даже в одном помещении), а преподаватель находится в другом месте. Синхронное обучение подразумевает под собой теоретические и практические занятия, осуществляемые посредством видеосвязи.
- Асинхронное обучение
— форма дистанционного обучения, в процессе которой студентам отправляют задания через электронную почту и другие общеизвестные мессенджеры с обозначением сроков их выполнения. Впоследствии каждый в самостоятельном ключе изучает предложенные темы и выполняет домашнее задание в «печатном» (электронном) виде.
- Онлайн-лекции с открытым доступом
— вид асинхронного обучения, благодаря которому студенты имеют возможность без временных ограничений изучать тот или иной вариант в виде аудио- или видеофайлов. Рассматриваемый способ прекрасно подходит для людей, обремененных семейными обстоятельствами или работой, а также личностям с ограниченными физическими и умственными возможностями.
- Компьютерное дистанционное обучение
— вид синхронного обучения, который представляет собой лекции, проводимые в фиксированное время на компьютерах, как правило, в так называемых «компьютерных классах». Подобный формат зачастую встречается в нынешнее время, в современных высших и средних учебных учреждениях, поскольку у них имеется доступ ко всем необходимым устройствам.
- Гибридное обучение
— специальный тип смешанного обучения, в процессе которого студенты изучают определенную дисциплину в режиме реального времени (как и в случае с синхронным дистанционным обучением), но при этом некоторые обучающиеся «физически» присутствуют на лекции, а другие — напротив, отсутствуют.
Дистанционное обучение: общие преимущества
Таким образом, в результате вышесказанного можно выделить следующие положительные черты дистанционного образования:
- отсутствие сторонних финансовых затрат на транспорт, учебные материалы и аренду помещения;
- открытый доступ к получению высшего образования по выбранной специальности для лиц, проживающих в отдаленных регионах или имеющих определенные физические и умственные отклонения;
- приемлемая ценовая политика (дистанционное образование в очной или заочной формах зачастую требует меньше финансовых затрат, чем очное или заочное образование традиционной формы обучения);
- лучшее восприятие учебного материала за счет использования наглядных материалов (цветные иллюстрации, схемы, фотографии, анимации, аудио- и видеофрагменты);
- открытый доступ к электронным справочникам и библиотекам;
- самостоятельное приобретение знания с использованием разнообразных информационных источников, а также беспрепятственная работа с ними;
- возможность самостоятельно организовывать образовательную деятельность;
- интерактивное общение с преподавательским составом и однокурсниками, которое проходит через общеизвестные мессенджеры (социальные сети, Telegram, WhatsApp и др.);
- комфортные условия для реализации имеющихся творческих способностей студента;
- удобная возможность людям с ограниченными физическими и умственными возможностями, лицам, обремененным семейными обстоятельствами или карьерой, получить высшее образование по желаемой дисциплине с перспективой трудоустройства или дальнейшего беспрепятственного повышения квалификации.
Дистанционное обучение: общие «минусы»
Однако, несмотря на внушительный перечень преимуществ дистанционного образования, также существуют некоторые недостатки, которые не стоит упускать из внимания для дальнейшего плодотворного и спокойного обучения.
Итак, обратной стороной достоинств дистанционного образования считаются:
- отсутствие непосредственного общения студента и преподавателей;
- сложность поддержки соответствующей мотивации студентов;
- недостаточная компьютерная грамотность студентов и преподавателей, возможное отсутствие опыта дистанционного образования;
- отсутствие постоянного контроля над студентами;
- отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий дистанционного образования;
- отсутствие практических занятий;
- зависимость высоких результатов в процессе получения высшего образования от имеющихся технических навыков;
- социальная изоляция.
Но «минусы» существуют в любой системе образования, а дистанционное обучение — решение, которое не зависит от общественного мнения. Зачастую оно принимается будущим дипломированным и квалифицированным специалистом лично с пониманием возможных затрат, проблем и трудностей.
Единый центр высшего дистанционного образования (ЕЦВДО)
Единый центр высшего дистанционного образования или ЕЦВДО — объединение, которое тесно сотрудничает с огромным количеством высших учебных учреждений, колледжей и бизнес-школ на территории Российской Федерации и приближенных стран СНГ (с перечнем всех организаций возможно ознакомиться в разделах «ВУЗ’ы» и «Колледжи»). На сегодняшний день более четырех тысячи абитуриентов доверились, подали официальное заявление, отучились и получили государственный документ о высшем образовании через ЕЦВДО.
Дистанционное образование через организацию ЕЦВДО насчитывает более 280 дисциплин, направлений и специальностей (туризм, логистика, юриспруденция, педагогика, рекламное дело, менеджмент, филология, лингвистика, переводоведение и др.). Каждый желающий сможет отыскать интересующий профиль, ознакомиться с соответствующей информацией и задать волнующие вопросы администрации портала для устранения возможного беспокойства.
К тому же все осведомлены в том, что дистанционное образование — удовольствие, нуждающееся в финансовых вложениях. Однако с ЕЦВДО этот факт можно поставить под сомнение, поскольку в рамках рассматриваемого образовательного портала поддерживается партнерская программа, получившая название «Я — студент».
В чем заключается ее особенность? Ответ крайне прост — она поддерживает талантливую молодёжь, желающую учиться, совершенствовать собственные навыки и приобретать новые умения, благодаря чему абитуриенты ЕЦВДО имеют возможность получить высшее образование абсолютно бесплатно. Все, что нужно, — высокие результаты и отличная успеваемость.
Дистанционное обучение: кому подойдет
Как уже говорилось ранее, дистанционное образование доступно для каждого желающего, однако мы бы хотели выделить особую группу лиц, которым данная форма обучения будет особенно полезна, удобна и доступна:
- «молодые мамочки» и другие люди, обремененные семейными обстоятельствами — как правило, такие люди ограничены собственным домом, следовательно, не могут посещать лекции, пары и иные формы занятий, не испытывая сложностей;
- сотрудники определенных организаций, обремененные рабочими процессами — как правило, такие люди должны выполнять определенные обязанности в карьерной сфере (месячные и годовые планы), что не позволяет им в спокойном и удобном режимах проходить тренинги, переподготовки и курсы повышения квалификации;
- абитуриенты, проживающие в отдаленных регионах — дистанционное образование позволяет им участвовать в повседневной студенческой жизни, изучать теоретические и практические материалы, посещать занятия, «не выходя из дома»;
- люди, страдающие из-за тяжелых физиологических недугов и иных умственных заболеваний, которые не позволяют им выходить за пределы собственной квартиры — как правило, рассматриваемая категория людей усваивает материал исключительно в рамках собственного комфорта.
Таким образом, дистанционное обучение — своеобразное чудо образовательной системы, которое в рамках современного мира будет лишь развиваться. Разумеется, оно имеет свои недостатки, однако преимущества и ЕЦВДО, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации и за ее пределами, их полностью нивелируют.